Пластик — очень полезный материал в нашей повседневной жизни, но потребление и производство пластмасс, особенно одноразового, стало неустойчивым. Это влияет на наши экосистемы, вызывая негативные экологические последствия, включая загрязнение местной и международной окружающей среды, и угрожая здоровью человека.
Пластик стал повсеместным на полках магазинов и в наших домах. От упакованных пищевых продуктов и одноразовых бутылочек до микрогранул в средствах для мытья тела, он широко используется в качестве упаковки или в продуктах, потому что он универсален, дешев и удобен. Но это удобство имеет свою цену. Пластиковые отходы поступают в океан со скоростью около 11 миллионов метрических тонн в год, где они наносят вред морской жизни и разрушают среду обитания.
Борьба с загрязнением пластиком — это глобальная проблема, требующая скоординированных международных решений. Мы можем сыграть решающую роль в решении этой проблемы и продвижении устойчивого потребления и производства пластмасс.
Последствия:
- К 2050 году в океанах будет больше пластика, чем рыбы.
- 100000 морских млекопитающих и черепах и 1 миллион морских птиц ежегодно погибают от загрязнения морской среды пластиком
- Ежегодно в наши океаны попадает около 8 миллионов тонн пластика.
- Пластмасса одноразового использования составляет 50 процентов пластика, производимого ежегодно.
- Половина всех когда-либо производимых пластиков была произведена за последние 15 лет.
- 40 процентов произведенного пластика упаковывается и выбрасывается после одного использования
Потребители все больше обеспокоены загрязнением пластиком и уже принимают меры. Глобальное исследование, проведенное в 2019 году, показало, что существует сильная реакция потребителей на пластиковые отходы (82% респондентов используют многоразовые чистящие средства вместо одноразовых пластиковых альтернатив, 72% приносят многоразовые пакеты при покупках и 62% используют многоразовые бутылки для питья) — и, несмотря на рост использования одноразового пластика во время пандемии, 55% потребителей во всем мире стали больше беспокоиться об окружающей среде в результате COVID-19 и почти 74% потребителей готовы тратить больше на экологичную упаковку.
Для того, чтобы потребители смогли внести вклад в решение проблемы пластикового загрязнения и выбрать модель устойчивого потребления, необходимо системно менять потребительский рынок на всех уровнях: государств, бизнеса, разработчиков стандартов.
Кампания, посвященная Всемирному дню прав потребителей 2021 года, будет сосредоточена на семи принципах :
- переосмысление модели поведения,
- отказ от ненужной упаковки,
- сокращение потребления, в т.ч. пластика,
- повторное использование упаковки,
- переработка,
- ремонт товаров,
- замена пластика на другие материалы.
Вы также можете ознакомиться с видеоматериалами по этой теме тут и тут.